- Общие сведения
Учебная лаборатория «Основы теории цепей» (ОТЦ) обеспечивает лабораторный практикум при подготовке соискателей на первом (бакалаврском) уровне высшего образования по специальностям:
- 125 «Кибербезопасность» по дисциплинам «Основы теории цепей», «Основы теории цепей в ТЗИ» (образовательная программа «Системы технической защиты информации»), «Основы теории цепей» (образовательная программа «Безопасность информационно-коммуникационных систем»);
- 172 «Телекоммуникации и радиотехника» по дисциплинам «Основы теории цепей», «Основы схемотехники. Ч.1 »(образовательная программа« Радиотехника »), « Теория электрических цепей » (образовательная программа
- «Медиаинженерия»;
- 171 «Электроника» по дисциплине «Теория электрических цепей» (образовательная программа «Системы, технологии и компьютерные средства мультимедиа»).
При изучении этих дисциплин особое внимание уделяется выполнению лабораторного практикума, что способствует пониманию и усвоению учебных программ дисциплин.
Цель лабораторного практикума – повышение практической подготовки будущих специалистов. Основные задачи лабораторного практикума:
– совместить теорию с практикой, экспериментально подтвердить основные положения теории цепей;
– приобрести навыки пользования измерительными приборами;
– научиться оформлять и обобщать результаты исследований.
Учебная лаборатория ОТЦ расположена в аудитории 410 главного корпуса университета.
- Методическое обеспечение
Теоретические сведения по основам теории цепей приведены в учебных книгах:
Милютченко И.А. Справочник по основам теории цепей: Учебное пособие для студентов ЗФО. /И.А. Милютченко. Харьков: ХНУРЭ, 2018. – 152 с.
Основы теории цепей, сигналов и процессов в СТЗИ: Учебник для студентов вузов Ч.1. / Ю.А. Коваль, И.А. Милютченко, А.М. Олейников, В. М. Шокало и др; под общ. редакцией В.М. Шокало. – Харьков: НТМТ, 2011. – 544 с.
Коваль Ю.А., Гринченко Л.В., Милютченко И.А., Рыбин А.И. Основы теории цепей: Учебник для студентов вузов. Ч. 1. Харьков: ХНУРЭ, 2004. – 436с.
Коваль Ю.А., Гринченко Л.В., Милютченко И.А., Рыбин А.И. Основы теории цепей: Учебник для студентов вузов. Ч. 2. Харьков: ХНУРЭ, 2006. 668с.
Рекомендации по выполнению лабораторных работ приведены в инструктивно-методических материалах:
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине “Теория электрических цепей” для студентов специальности 171 «Электроника», обучающихся по образовательным программам «Акустотехника», «Системы, технологии и компьютерные средства мультимедиа» / Сост. А.А. Иванова, И.А. Милютченко – Харьков: ХНУРЭ, 2017. – 74 с.
Методические указания к лабораторным работам по дисциплинам «Основы теории цепей», «Основы радиoэлектроники», «Теория электро-радиоцепей, сигналов и процессов в радиоэлектронике», «Основы теории цепей, сигналов и процессов в электронике» / Сост. Ю.А.Коваль, И.А.Милютченко, В.П.Самченко – Харьков: ХНУРЭ, 2008. – 80с.
В методических указаниях описаны 10 лабораторных работ, охватывающих основные разделы дисциплины ОТЦ «Цепи постоянного тока», «Цепи синусоидного тока», «Резонансные цепи», «Переходные процессы», «Электрические фильтры», «Цепи с распределенными параметрами».
Приведены также описание, внешний вид, технические характеристики и инструкции по эксплуатации измерительных приборов.
Приведена методика выполнения лабораторных работ с помощью программы Electronic Workbench на примере работ «Исследование активных фильтров» и «Исследование переходных процессов в цепях с источником постоянного напряжения».
Методические указания к лабораторным работам включен в состав комплексов учебно-методического обеспечения кафедры КРиСТЗИ по дисциплине подготовки бакалавра «Основы теории цепей» на сайте научной библиотеки ХНУРЭ http://catalogue.nure.ua/knmz.
- Оборудование учебной лаборатории
В лаборатории функционирует 8 рабочих мест, оснащенных измерительными приборами. В комплект приборов входят:
Двухканальный генератор сигналов FY6800.
Портативный цифровой осциллограф SDS-Э.
Мультиметр для измерения и, U, R, C.
Блок питания базовый.
Комплект лабораторных установок.
- Лабораторные установки
Лаборатория оснащена 9 типами лабораторных установок:
Исследование цепей постоянного тока. Экспериментальная проверка законов Ома, Кирхгофа и свойств линейных цепей для анализа электрического режима цепи.
Исследование цепей синусоидного тока. Экспериментальная проверка законов электрических цепей при воздействии синусоидальной напряжения на последовательное и параллельное соединение элементов R, L и R, C в установившемся режиме; оценка влияния частоты источника электрической энергии на величины токов, напряжений и фазовые соотношения в исследуемых цепях.
Исследование резонансных явлений в последовательном и параллельном резонансных контурах и влияния параметров контуров на частотные характеристики.
Исследование переходных процессов. Анализ отклика цепей первого и второго порядка при включении и выключении источника постоянного напряжения и источники синусоидальной напряжения с различными начальными фазами. Экспериментальное определение постоянных времени цепей R, L и R, C и параметров переходного режима в цепи R, L, C.
Исследование амплитудно-частотных характеристик RC-фильтров. Экспериментальное определение предельных частот фильтров. Установление связи частотных и временных характеристик звеньев второго порядка.
Исследование режимов работы длинных линий, в частности амплитудных и фазовых соотношений напряжения и тока вдоль линии в установившемся синусоидальной режиме при различных сопротивлениях нагрузки.
Исследование частотных характеристик искусственной длинной линии при различных сопротивлениях нагрузки.
Исследование электрических фильтров.
Исследование четырехполюсников.
Обеспеченность приборами и лабораторным установками позволяет проводить лабораторные работы фронтальным методом.
Все работы является натурными (физическими) исследованиями. Это позволяет студентам осуществлять экспериментальную проверку теоретических положений, работать с реальными кругами, получить навыки работы с измерительными приборами и обработки результатов измерений.
Методика компьютерного моделирования приведена в методических указаниях к лабораторным работам и рассматривается как самостоятельная работы студента, направленная на проверку результатов натурного эксперимента.